Вердикт птицы Додо
На сайте общества семейных консультантов и психотерапевтов недавно выложили статью, посвященную фактору надежды в терапии. Во-первых, примечательно, что это одна из первых переведенных на русский язык статей по краткосрочной ориентированной на решение терапии. Сама статья интересна, но еще интересней в ней ссылка в самом начале на исследование т.н. общих факторов психотерапии. Я вспомнил, что я уже читал что-то про это год-два назад и был очень сильно впечатлен. Стало интересно, пошел опять читать, так как плохо помнил. И опять был изумлен. Вообще-то, это так круто, что после этого что-либо писать уже не очень захочется. Или можно будет опять это забыть. (Далее идет краткое содержание моего выступления на конференции "Позиция специалиста: вклад в изменение социальной реальности" в центре Перекресток)
Итак, исследование Lambert (1992) показало, что действие психотерапии объясняется на
40% - факторами, не связанными с терапией - ресурсами клиента, социальной поддержкой и т.д.
30% - особенностями терапевтических отношений - эмпатией, теплотой, поощрением изменений и т.д.
15% - ожиданиями изменений, надеждой улучшения и эффектом плацебо
15% - техниками и действиями терапевта.
Такие дела.
Важно понимать, что эти данные не говорят о том, что психотерапия не работает - напротив, другие исследования доказали, что любая психотерапия лучше чем ее отсутствие. Речь идет о том, как она работает.
Еще в 1936 году Сол Розенцвейг (который разработал знаменитый фрустрационный тест) в статье "Некоторые скрытые общие факторы в различных методах психотерапии" в качестве эпиграфа взял фразу персонажа птицы Додо из "Алисы в стране чудес". Когда Додо предложила соревнование - бег вокруг озера чтобы как можно быстрее высохла мокрая одежда - и Алиса поинтересовалась, кто же из участников выиграл, Додо ответила: "Все выиграли и все должны получить награду". Вот мудрая птица Додо:
Уже в той статье Розенцвейг предположил, что важную роль в эффективности разных видов психотерапии могут играть общие факторы, а не исключительные для отдельного напрвления или школы. Спустя более чем 40 лет все больше исследований подтверждает вердикт птицы Додо.
Что же заставляет специалистов иногда так рьяно отстаивать свой "любимый" подход и его теории и практики? Скорее всего, это не просто привязанность к определенным моделям и техникам работы. Возможно, дело как раз в позиции специалиста - в том что ценно для него в жизни и в работе. Ценности и предпочтения специалиста будут задавать его отношение ко всем вышеперечисленным факторам: какое внимание он будет уделять тому, что уже умеет и знает клиент а также близким клиента; какое место в его работе будут занимать отношения с клиентом и как он будет участвовать в них; как он будет относится к надеждам и ожиданиям клиента; и, наконец, какие методы он будет использовать в своей работе.
Но если основная роль в процессе психологической помощи принадлежит клиенту и его способностям, и раз уж мы используем понятие позиции специалиста, то и клиенту нельзя отказывать в существовании "позиции клиента". Между прочим, сотрудники института MRI в Пало-Альто описали такой концепт и активно использовали его в работе. К нему относятся ценности клиента, особенности его мировоззрения, представления о терапии и процессе изменений/излечения и, возможно, о том, каким должен быть терапевт и как он должен работать.
Специалист опирается на определенные ценности в своей работе: есть способы работы и пути, которые могут расходится с личными предпочтениями и данными себе обязательствами и это может привести к мощному чувству дискомфорта. Позиция специалиста - это его ресурс, а с другой стороны и его ограничение. Потому что стоит утвердиться и опереться на любую "универсальную" ценность, как появится клиент, который эту ценность не хочет "принимать". Мы находимся в сложной ситуации: если мы полностью принимаем и разделяем позицию клиента, то мы рискуем оказаться в зоне дискомфорта, связанного с данными себе обещаниями; если же мы исключительно опираемся на свою собственную позицию, то мы рискуем "обращать" клиентов в то, во что мы верим и что ценно для нас. Поэтому, когда мы говорим о позиции специалиста, мы часто имеем ввиду позицию по отношению к другим специалистам или позицию "вообще" в мире. Но, возможно, позицию стоит рассматривать как ориентацию (как процесс, а не фиксированную точку опоры), по отношению к каждому отдельному клиенту, относительно его позиции.
Еще в 1936 году Сол Розенцвейг (который разработал знаменитый фрустрационный тест) в статье "Некоторые скрытые общие факторы в различных методах психотерапии" в качестве эпиграфа взял фразу персонажа птицы Додо из "Алисы в стране чудес". Когда Додо предложила соревнование - бег вокруг озера чтобы как можно быстрее высохла мокрая одежда - и Алиса поинтересовалась, кто же из участников выиграл, Додо ответила: "Все выиграли и все должны получить награду". Вот мудрая птица Додо:
Уже в той статье Розенцвейг предположил, что важную роль в эффективности разных видов психотерапии могут играть общие факторы, а не исключительные для отдельного напрвления или школы. Спустя более чем 40 лет все больше исследований подтверждает вердикт птицы Додо.
Что же заставляет специалистов иногда так рьяно отстаивать свой "любимый" подход и его теории и практики? Скорее всего, это не просто привязанность к определенным моделям и техникам работы. Возможно, дело как раз в позиции специалиста - в том что ценно для него в жизни и в работе. Ценности и предпочтения специалиста будут задавать его отношение ко всем вышеперечисленным факторам: какое внимание он будет уделять тому, что уже умеет и знает клиент а также близким клиента; какое место в его работе будут занимать отношения с клиентом и как он будет участвовать в них; как он будет относится к надеждам и ожиданиям клиента; и, наконец, какие методы он будет использовать в своей работе.
Но если основная роль в процессе психологической помощи принадлежит клиенту и его способностям, и раз уж мы используем понятие позиции специалиста, то и клиенту нельзя отказывать в существовании "позиции клиента". Между прочим, сотрудники института MRI в Пало-Альто описали такой концепт и активно использовали его в работе. К нему относятся ценности клиента, особенности его мировоззрения, представления о терапии и процессе изменений/излечения и, возможно, о том, каким должен быть терапевт и как он должен работать.
Специалист опирается на определенные ценности в своей работе: есть способы работы и пути, которые могут расходится с личными предпочтениями и данными себе обязательствами и это может привести к мощному чувству дискомфорта. Позиция специалиста - это его ресурс, а с другой стороны и его ограничение. Потому что стоит утвердиться и опереться на любую "универсальную" ценность, как появится клиент, который эту ценность не хочет "принимать". Мы находимся в сложной ситуации: если мы полностью принимаем и разделяем позицию клиента, то мы рискуем оказаться в зоне дискомфорта, связанного с данными себе обещаниями; если же мы исключительно опираемся на свою собственную позицию, то мы рискуем "обращать" клиентов в то, во что мы верим и что ценно для нас. Поэтому, когда мы говорим о позиции специалиста, мы часто имеем ввиду позицию по отношению к другим специалистам или позицию "вообще" в мире. Но, возможно, позицию стоит рассматривать как ориентацию (как процесс, а не фиксированную точку опоры), по отношению к каждому отдельному клиенту, относительно его позиции.