5 ритмов
Пришла пора написать про 5 ритмов. Что это такое? Я мог бы написать про то, что это танцевальная практика, основанная на медитации в движении, но это все очень оторванные от движения слова. Для меня 5 ритмов начались с музыки. Музыка для меня всегда была важной частью жизни. Конкретно о практике 5 ритмов я узнал, потому что очень люблю музыку группы James. Вокалист James, Тим Бут, занимается этой практикой и преподавал ее раньше. Вообще его взяли в группу изначально как танцора.
Его сольный музыкальный проект я люблю, пожалуй, еще больше. Еще до того, как познакомиться с 5 ритмами, я заметил, что в его песнях много необычных метафор, связанных с танцем и движением. Вот здесь можно посмотреть его концерт, я затрудняюсь выбрать отельную песню, потому что мне все очень нравится. Там немножко видно, как он двигается во время исполнения.
Во время просмотра какого-то его ролика на Youtube я подумал забить 5 ритмов в яндекс и увидел что можно попасть на занятие. Кажется, это был конец весны или начало лето. Так я попал на первое для себя занятие, а потом сходил еще пару раз. К сожалению, занятия нерегулярные и мне бы хотелось ходить на них гораздо чаще. Думаю, что так и будет в будущем.
Во-первых, я понял то, что не сложно было понять и раньше, но что казалось довольно невероятным - я очень люблю танцевать. Во-вторых, я точно стал отмечать изменения, которые происходят: я стал немножко по-другому входить в ситуации и выходить из них. Стал чуть-чуть телесней думать и говорить. Конечно, возможно, что эти изменения никак не связаны с практикой 5 ритмов, но я тело говорит о другом. 5 ритмов - это не просто симпатичный бантик, это что-то, что уже вошло в мою жизнь и занимает некоторое пространство. И это здорово.
5 ритмов создала Габриэлла Рот. Интересно, что в 60-х, будучи молодым и травмированным танцором, она попала в Эзален, где познакомилась с Фрицем Перлзом. Тот предложил ей вести занятия по танцам и движению, что она и начала делать. Она очень тепло отзывается о Фрице, говоря, что это первый человек, с которым она могла играть без лишних мыслей и что он поддержал ее в преподавании танца и ведении групп, хотя она не имела никаких теоретических знаний об этом. Практика впитала в себя много идей гештальт-терапии и по сути является воплощением цикла контакта в движении. Интересно отмечать, в каких ритмах мне сложно двигаться, а в каких легче.
Вообще непросто описать опыт танца в 5 ритмах. Люди танцуют, и ты тоже. Есть какая-то терапевтическая составляющая, которая исходит от ведущего, но она совсем легкая и не напрягает. А вот экспериментирования и танца-в-контакте-с-другим много. Сложность заключается в том, что закрывать глаза всячески не рекомендуется, потому что можно столкнуться с другими. С другой стороны, в этом есть свой смысл - в движении глаза нужны. Я достаточно быстро вхожу в состояние транса, еще есть некоторые интересные вещи по физической нагрузке - еще не разобрался этом, кажется я слишком быстро отдаю все в танце!
Конечно, у меня возникают вопросы к практике - например, почему некоторые типы движения считаются "более подходящими" для определенных ритмов, насколько можно нарушать эти "предписания", какая свобода становится утраченной из-за наличия самой структуры 5 ритмов.
Впрочем, танец все расставляет и разбрасывает по нужным местам. Хотел здесь разместить ролик с Габриэллой и тем, как танцуют люди на занятиях, но решил, что не надо. Потому что у каждого свой танец.