Исключения из правил
Отрывок из книги "Интервью с экспертами в краткосрочной терапии", автор Майкл Хойт (Интервью со Стивом Де Шейзером и Джоном Уиклэндом):
Де Шейзер: …Я думаю вот в чем все дело - исключения из правил… Самое простое, что можно сделать с исключениями – это убрать их под ковер и забыть о них.
Уиклэнд: Более того, это освященная веками процедура во многих областях.
Де Шейзер: Таким образом сохраняется чистота теории.
Уиклэнд: Включая случаи рака, которые уходят в ремиссию.
Де Шейзер: Правильно. Лет на 20.
Уиклэнд: Включая случаи “бегства в здоровье”, которые отравляли жизнь психоаналитикам так долго.
Хойт: “Случайности”. “Бегство в здоровье”. “Давайте не будем говорить об этом случае”.
Де Шейзер: Правильно. Понимаете, нужно сохранять теорию чистой.
Уиклэнд: Но всегда самыми интересными оказываются такие исключения из правил. Я думаю это еще один пример того, как склонен работать мой мозг.
...
Дополнение: Полный перевод интервью с Де Шейзером и Уиклэндом: начало и окончание.
...
Хойт: Существуют ли случаи, когда людям нужно обсудить свои чувства с терапевтом? “Проработать”, как сказали бы некоторые.
Уиклэнд: О, да. Я дам Вам ответ, исходя из своих представлений. Если кто-то держал все в себе, тогда разговор с терапевтом – это новое поведение.
Де Шейзер: Правильно.
Уиклэнд: В таком случае это может быть полезно. Если же они обсуждали это с тремя другими терапевтами, не считая 3 родственников и 42 свояков, тогда это ни черта не значит.
Де Шейзер: Тогда это проблемный разговор. Это уже поведение, поддерживающее проблему.
Хойт: Это стабилизация, вместо прогресса.
Де Шейзер: Да. Я думаю, я отвечу более косвенно на этот вопрос. Несколько лет назад, мы разговаривали с группой людей, у которых были смертельные диагнозы, выставленные от 6 месяцев назад, до 15-20 лет назад. Так что они уже давно должны были умереть. И тем общим, что мы обнаружили во всех этих случаях, было то, что они не обсуждали рак с другими людьми.
Хойт: Они не создавали социальный мир, который бы поддерживал разрушение.
Де Шейзер: Да, одна женщина сказала мне, что она просто встала и пошла на работу на следующий день, после того как ей сказали такой смертельный диагноз.
…
У них у всех были цели. Они все вернулись к работе. Они все выполняли предписания врача – пока они не прекратили слушаться врача.
Хойт: Я видел запись интервью Нормана Кузинса с женщиной, которой 8 лет назад поставили ее диагноз. Он была симпатичной, миниатюрной пожилой женщиной с синими волосами, очень вежливой. И она сказала: “Доктор сказал, что мне оставалось жить шесть месяцев”. И ее спросили: “И что Вы ему ответили?” И она сказала: “Чтобы он пошел на х…!”
Вот и я думаю, что вокруг меня и в работе - ОДНИ исключения, людям удается не смотря ни на что достигать желаемого состояние и справляться с невероятными трудностями. А ведь еще совсем недавно я сам выдавал очень плохие прогнозы различным людям и клиентам, не вслух так мысленно. К счастью, они не подтвердились. А ведь есть специалисты, которые занимаются этим всю жизнь... Что-то мешает многим из нас видеть жизнь исключительную, вместо этого мы видим придуманные схемы и дурные прогнозы "экспертов".
Дополнение: Полный перевод интервью с Де Шейзером и Уиклэндом: начало и окончание.