Нарратив в Дании
Ну и собственно запоздалые мысли про семинар. Семинар был организован датским институтом DISPUK (по моим выводам, это географически ближайшее место к Москве, где серьезно учат нарративной терапии, в основном правда на датском. Но бывают исключения.) Он назывался "Нарративный ответ на травму и горе", его вела Мэги Кэрри - нарративный терапевт из Австралии. Мэги долгое время работала вместе в Майклом Уайтом, участвовала в различных проектах по работе с людьми, реагировавшими на травму и насилие в семье. В настоящее время она занимается частной практикой в Аделаиде и много преподает, очень часто ездит по всему миру. Я ее увидел как задорную и веселую, с огоньком в глазах. Она часто вставала на стул чтобы что-то лучше показать - это было странно но совершенно естественно.
Выяснилось, что Дания - страна №1 по степени распространенности нарративного подхода, Мэги сказала, что сейчас датские специалисты многое дают австралийским и это хорошо - то что процесс идет в обратную сторону. Семинар был миниатюрным - всего 9 человек, я единственный мужчина, ничего нового, почему в Дании что-то должно быть иначе, чем в России? Большинство кстати работает в государственных или некоммерческих организациях - ТД, хоспис, центр помощи семье.
Первая часть была посвящена работе с реакциями на травму. В основном использовалась концепция "отсутствующего, но подразумеваемого". Мне это было сложновато, я почувствовал, как тяжело формулировать мысли и рассказ на английском - это не гештальтистское "Что чувствуешь?". Ну вообще для меня эта концепция новая, поэтому я немного терялся. Мне все это казалось слишком техничным и сухим. Впрочем, для работы это оказалось очень полезно - я это почувствовал уже на первом сеансе по возвращении.
А вот вторая часть была про горе и утрату. Здесь в основном использовалась карта восстановления участия (перевод Дарьи Кутузовой слова re-membering - других вариантов пока не знаю). Мне это показалось очень увлекательным и эмоциональным, а главное полезным. Упражнения привнесли что-то новое, чего раньше я не испытывал и о чем раньше не думал.
Основная идея re-membering - это идея сохранения участия в жизни ушедших или погибших людей, взаимного участия и памяти. Эту идею легче описать через идеи и практики, которым она противостоит - например, идею о необходимом этапе прощания с умершим человеком, без чего невозможно "завершить отношения" и "жить дальше". Разговоры в русле re-membering идут в противоположном направлении - уплотнения связей с отсутствующим человеком через рассказы и ритуалы.Такие беседы могут сохранять присутствие ушедших людей в нашей жизни и отношения с ними, как что-то ценное.
И еще несколько мыслей появилось ценных. Во-первых, я не хочу быть нарративным терапевтом - или еще каким-нибудь. Более того, я думаю, что чем более революционна теория и практика терапии, тем больше у нее потенциала для притеснения и создания репрессивных структур. Поэтому вообще-то чем меньше людей знает про нарративную терапию, тем лучше. Я видел, что произошло с гештальтом на уровне институтов [власти:], а ведь сколько всего было заложено взрывного в эту теорию. Нарративная теория и практика по моим ощущениям раз в 10 радикальней, а значит потенциал для институционализации и создания репрессивных структур также в несколько раз больше. Я считаю, что любая попытка создания иерархии в нарративном сообществе и стандартов обучения - это начало конца.
Интересней думать про нарративное сообщество как про сеть - где нет одного центра, соответственно власть распределена. Нечто подобное говорила Мэги.
Еще одна мысль связана с мнимыми различиями между "нами" и "европейцами". Я неоднократно сталкивался с мнением (в том числе и у себя), что в силу различий в культуре и уровне жизни невозможно "нашему" человеку "адаптироваться" в европейской стране. Мне кажется эти различия надуманы, и очень сильно преувеличены. Я не знаю, чьим интересам отвечают такие соображения, но точно не интересам большинства людей. Кто поддерживает границы? Кто убивает возможность единства?