"Невинные" места
Пару недель уже размышляю над статьей Арта Фишера, которая давно лежала на диске, но не читалась ввиду своей "заумности". Потом наконец осилил 3 страницы сложносочиненного текста на английском. И понял, почему в Дании о нем очень уважительно отзывались. Арт в прошлом художник, уже много лет сменивший поле деятельности на социальную работу с семьями и мужчинами, которые живут с насилием в отношении близких. Он руководит некоммерческой организацией - консультативно-обучающим центром "Альтернативы" в Канаде. Этот институт занимается консультированием в случаях семейного насилия и обучением специалистов в этой области и подобными вещами.
В статье он пишет о своем опыте как консультанта, как мужчины и как гея. Он ссылается на Фуко, считавшего, что практики власти получают доступ к нашим жизням за счет обещания "продуктивности, знания и дискурса". Тогда, можно представить некоторые альтернативные места, к которым мы пришли в нашей жизни как зоны "невинности", или скорее, места, которые обещали "невинность". То есть, существуют "альтернативные" места, манящие какой-либо особой атмосферой, подразумевающие какую-то особую продуктивность, особое - отличное знание и образ жизни. Поскольку Арт работает в основном с проблемами насилия в семье, он приводит в пример представления о "любви", как о чем-то, коренным образом противопоставленном "насилию". Любовь представляется как что-то невинное, тогда как насилие и абьюз связаны с виной. Исходя из такой "романтизации" плюс невозможности обсуждать тему любви ("настоящие мужчины не говорят о любви") у мужчин может быть очень много ожиданий от любви, это "невинное место", обещающее очень много хорошего - способностей, воплощений и актуализаций надежд и мечтаний. Если эти ожидания не оправдываются, легко возникает насилие - потому что женщина и отношения обесцениваются и идентичность партнерши описывается крайне негативно. Таким образом насилие склонно возникать в самом невинном месте - в любви. Разделение насилия и любви очень искусственно и опасно.
Но самое интересное для меня в статье - это мысль о том, что все "альтернативные" практики и позиции могут быть такими местами "невинности", легко воспроизводящими насилие, притеснение и ортодоксию (тем более, что "невинность" нужно защищать). Например, движение за социальную справедливость, нарративная терапия, феминизм и другие оппозиционные по отношению к мэйнстриму практики.
Я задумался о том, какие "невинные места" были и есть в моей жизни, места которые обещают очень много "продуктивности и знания". Это был конечно гештальт, сейчас - нарративная терапия. Кажется, что молодой возраст (до 20) - это для меня "невинный" возраст, не в том смысле что это время моральной "чистоты", а в смысле продуктивности и свободы. Кажется, что 60-е годы были "невинным" временем, когда социальный протест достиг своего пика в Америке и Европе.
Конечно, "невинных" мест и практик не существует. Поэтому надо всегда быть максимально подозрительным, в первую очередь к самому себе. Паранойя - полезная штука. Ну и еще юмор помогает, чтобы не стать убийственно серьезным.