Страна приливов
Пересмотрел вчера фильм Терри Гильяма "Страна приливов". Первый раз он произвел на меня совсем другое впечатление. А в этот раз очень легко, на одном дыхании. Фильм про путешествия (во всех смыслах) маленькой девочки, мать которой умирает в первые 5 минут фильма (отец - "метадон убил ее, надо было держать ее на герыче"), отец еще через 10, но девочка этого не замечает, а вскоре появляется бывшая возлюбленная отца, превращающая его тело в чучело (дочка -"он похож на буррито"). Фильм абсолютно безумный. Безумно красивый и атмосферный. У него безусловно много кинематографических достоинств (например, то, что происходит с пространством в фильме - это сказочные превращения), но вот на что я обратил внимание: в этом фильме изменения происходят постоянно (хотел написать "глазами девочки", но в том то и дело, что нет этой границы между зрителем и героем). То есть, в фильме нет ничего неизменного - люди переходят из одного состояния в другое (из живого в мертвое и обратно), перемещаются в пространстве и времени - и это происходит ПОСТОЯННО. И это нормально для героини и зрителя, это не напрягает (меня по крайней мере не напрягло, наверное это все таки зависит от зрителя и его состояния). Меняются пространства, люди, состояния, мечты и привязанности и отношения и это не выглядит катастрофой (хотя в конце происходит самая что ни на есть "настоящая" катастрофа).
Мысль, которую я тут пытаюсь сформулировать - про то, что детям в общем никакая психотерапия не нужна, пока их еще не "научили жить". Дети меняются и меняют мир постоянно, для них это так же естественно как дышать. И гонка психотерапевтов за "изменениями" по сравнению с детскими изменениями выглядит неуклюже. Более того, в фильме происходят УЖАСНЫЕ события, но этого не видно девочке, она просто участвует в жизни, которую творит сама. Поэтому разметка на ужасы и не-ужасы - это в общем дисциплинарная практика взрослых, властная практика, которая является оппозицией игре. Интересно, могла бы психотерапия стать подобной детской игре?