Простые вещи и "группы поддержки"
Последнее время меня в работе тянет на простые вещи. Надо было конечно работать 8 лет чтобы до этого дойти - простые способы работы, простые решения - это интуитивно настолько понятно, но, черт возьми, как же сложно мне было к этому прийти. Потому что у меня есть конечно крен в сторону сложности, люблю я сложные конструкции и решения, люблю когда много планов сразу реализуется. Чтобы привести пример того, что я имею ввиду под простым - вот тут обнаружил интересную методику работы со школьной травлей.
Это ориентированный на решение подход, называется "Группы поддержки". Ребенка расспрашивают о том, кто присутствует в сложные моменты рядом, кто его друг и кто вызывает больше всего проблем (тут уже конечно есть культурная специфичность, сложно представить среднестатистического русского школьника легко отвечающего на эти вопросы). Про ситуации травли вопросы не задаются. Затем ребенку говорят, что из тех детей, которых он назвал (5-8 в идеале) будет составлена группа поддержки и просят отмечать, что будет улучшаться в течение недели (или до следующей встречи).
Потом отдельно от ребенка собирается группа детей и объявляется цель - помочь сделать жизнь ребенка в школе более счастливой. Никаких объяснений почему ребенок может быть несчастен не дается, слово травля не используется и избегаются любые оценки ситуации. Детей просят предложить какие-то очень маленькие/простые шаги, которые они могли бы сделать, а в конце заключается договор встретиться через неделю и обсудить что удалось сделать. Все предложения должны исходить только от группы.
Через неделю проводится встреча с ребенком, у него спрашивают что стало лучше/что изменилось и хвалят за то как он себя вел в новых ситуациях. В группе ребят спрашивают, что происходило и дают каждому возможность рассказать, что ему удалось сделать для того, чтобы ребенок чувствовал себя лучше. Потом каждого благодарят в отдельности за его вклад и поздравляют группу как успешный проект. При необходимости назначают еще дополнительные встречи с интервалом в неделю, но не более 5.
Из 50 проведенных групп 80 % были эффективны сразу, в 6 % ведущий был недоволен результатом, ни в одной группе ситуация не ухудшилась. Лучшие результаты достигались когда группу вели сотрудники школы. Создатель метода Сью Янг считает эту методику универсальной только для начальной школы, с более старшими классами по ее мнению, нужен индивидуальный подход к каждой ситуации.