Арт Фишер в Москве — размышления
Я размышлял, в чем для меня лично был смысл организации семинара Арта в Москве. И понял, что для меня важным было рискнуть — я совершенно не был уверен, что наберется группа людей и что мы сможем не уйти в минус. Но при этом я твердо был уверен, что этот семинар должен состоятся, для меня было важно чтобы люди увидели другой тип нарративной практики — опирающийся больше на критическую теорию, нежели на нарративной метафоре (это я сейчас могу так красиво объяснить, после семинара). Поэтому для меня это была история про риск и, следовательно, про доверие. Доверие Арту, Арсению Павловскому, который взял на себя большу часть забот, доверие себе. Возможно, что и для них это отчасти была история про готовность рисковать, или, по крайней мере, они ее разглядели.
Перед семинаром я начал беспокоится про то, что возможно, то, о чем будет говорить Арт, лежит вне зоны ближайшего развития для российского контекста. Еще бы, он критикует феминистские и приглашающие к отвтественности подходы к работе с насилием, в то время как в России ВООБЩЕ нет никаких подходов, потому что нет домашнего насилия как социальной проблемы. И такие претензии были озвучены, но в минимальном количестве.
Но в ходе семинара я понял, что Арт работает не «на более высоком уровне», а скорее «из другого места», причем относительно не только России. Я опять обратил внимание на отсутствие разделения «личного» и «профессионального». И это производит сильное впечатление. Сказывается ли здесь влияние феминистских идей? Я не знаю.
Арт очень «правополушарный», он скорее визуален чем рационален и, что важно, его больше интересуют личные «карты» клиента, чем его собственные с заранее помеченными пунктами назначения (и это, пожалуй то, что меня чаще всего смущает в нарративной практике).
Еще важный момент, на который обратил внимание Арсений, и который не следует упускать из виду, это то, что Арт находится в поле социальной работы, а не частной или психологической практики. И это настолько очевидно, что может остаться незамеченным. Я не уверен, что его идеи приложимы к области пси-практик как таковых. Причем когда я понял, что было бы важно пригласить его в Москву, я не придал этому значения. Видимо, для меня точка роста находится именно в зоне социальной работы и социальных изменений, хотя и внутренне и внешне мне с этими идеями совсем не просто уживаться. Я понимаю, что такое семейная терапия, что она может и зачем она нужна но я не очень хорошо понимаю как она может быть воплощена в области социальной работы. И это куда-то меня ведет.
После семинара я стал работать немножко по-другому, это едва заметное различие, но такое важное для меня. И кажется, я стал еще больше доверять клиентам.
Спасибо всем, кто помогал нам в организации семинара, в том числе своим присутствием.