"Случаи" Милтона Эриксона, № 5
В нижеприведенном случае для меня заключена квинтэссенция подхода (а точнее говоря, подходов) Эриксона. Этот случай взят из той же книги, что и предыдущий.
К Эриксону привели 12 летнего мальчика, страдающего астмой. Мальчик все время носил с собой ингалятор. Когда Эриксон начал разговаривать с мальчиком, он заметил, насколько часто мальчику приходилось пользоваться ингалятором, чтобы свободно дышать. Эриксон спросил: "Насколько сильно ты боишься астмы?" Эриксон внимательно слушал ответ мальчика, не перебивая его. Вместо того, чтобы переубеждать его, он, наоборот, попросил его углубиться в описание его переживаний, связанных с болезнью: "Насколько на тебя влияет страх остановки дыхания?" Мальчик рассказал о своих переживаниях с чувством облегчения. Впервые кто-то захотел слушать подробное описание его страха смерти и того, что он внезапно не сможет дышать. Он подробно рассказал об ужасном ощущении сдавливания в груди и образах смерти, связанной с удушьем. В лице Эриксона он обрел хорошего слушателя. Он так увлекся своим разговором с Эриксоном, что начал дышать более свободно.
Когда Эриксон почувствовал, что мальчик готов услышать его, он сказал: "Ты знаешь, когда ты говоришь про свой страх, тебе становится легче дышать". Мальчик согласился. Тогда Эриксон продолжил: "Я хочу, чтобы ты понял, что часть астмы вызвана страхом, а часть - пыльцой растений. Ты принимаешь лекарство, чтобы справиться с той частью астмы, которая вызвана пыльцой. Если мы скажем, что у сейчас у тебя 100 % астмы, и если я уменьшу твою астму на 1 %, ты не заметишь разницы. Но она будет на 1 % меньше... Предположим, я ументшу астму на два процента... пять процентов... или десять процентов. Ты все равно не заметишь изменения, но она уменьшится." Эриксон говорил таким образом, чтобы мальчику стало любопытна идея о том, что астма может уменьшиться на неопределенное количество.
После этого Эриксон начал обсуждать с мальчиком, сколько астмы он собирается оставить. ""Это будет пять процентов.. или десять...или двадцать... или тридцать или сорок?" Мальчик подумав, ответил: "Я думаю, двадцать процентов астмы вызвано пыльцой". Так он смог использовать свой ингалятор на 80 % реже. (Erickson, 1965)
Мой комментарий очень короткий. Невозможно предлагать изменения в рамках [краткосрочной] психотерапии без полного подтверждения и принятия переживаний клиента.
К Эриксону привели 12 летнего мальчика, страдающего астмой. Мальчик все время носил с собой ингалятор. Когда Эриксон начал разговаривать с мальчиком, он заметил, насколько часто мальчику приходилось пользоваться ингалятором, чтобы свободно дышать. Эриксон спросил: "Насколько сильно ты боишься астмы?" Эриксон внимательно слушал ответ мальчика, не перебивая его. Вместо того, чтобы переубеждать его, он, наоборот, попросил его углубиться в описание его переживаний, связанных с болезнью: "Насколько на тебя влияет страх остановки дыхания?" Мальчик рассказал о своих переживаниях с чувством облегчения. Впервые кто-то захотел слушать подробное описание его страха смерти и того, что он внезапно не сможет дышать. Он подробно рассказал об ужасном ощущении сдавливания в груди и образах смерти, связанной с удушьем. В лице Эриксона он обрел хорошего слушателя. Он так увлекся своим разговором с Эриксоном, что начал дышать более свободно.
Когда Эриксон почувствовал, что мальчик готов услышать его, он сказал: "Ты знаешь, когда ты говоришь про свой страх, тебе становится легче дышать". Мальчик согласился. Тогда Эриксон продолжил: "Я хочу, чтобы ты понял, что часть астмы вызвана страхом, а часть - пыльцой растений. Ты принимаешь лекарство, чтобы справиться с той частью астмы, которая вызвана пыльцой. Если мы скажем, что у сейчас у тебя 100 % астмы, и если я уменьшу твою астму на 1 %, ты не заметишь разницы. Но она будет на 1 % меньше... Предположим, я ументшу астму на два процента... пять процентов... или десять процентов. Ты все равно не заметишь изменения, но она уменьшится." Эриксон говорил таким образом, чтобы мальчику стало любопытна идея о том, что астма может уменьшиться на неопределенное количество.
После этого Эриксон начал обсуждать с мальчиком, сколько астмы он собирается оставить. ""Это будет пять процентов.. или десять...или двадцать... или тридцать или сорок?" Мальчик подумав, ответил: "Я думаю, двадцать процентов астмы вызвано пыльцой". Так он смог использовать свой ингалятор на 80 % реже. (Erickson, 1965)
Мой комментарий очень короткий. Невозможно предлагать изменения в рамках [краткосрочной] психотерапии без полного подтверждения и принятия переживаний клиента.